Критерии отбора детей
Требования и критерии оценки для поступающих в
МБУ ДО Детская школа искусств с.Тирлянский на обучение по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств
1.1.Настоящие требования разработаны с целью выявления творческих способностей и (или) физических данных поступающих в МБУ ДО ДШИ с.Тирлянский на обучение по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Инструменты эстрадного оркестра» и в области изобразительного искусства «Живопись». Вступительные испытания проводит приемная комиссия, утвержденная приказом директора из числа преподавателей данного образовательного учреждения, участвующих в реализации образовательных программ в области искусств. Количество членов комиссии определяется в приказе директора.
Даты проведения вступительных прослушиваний (просмотров), место и время их проведения утверждаются приказом директора и доводятся до сведения заявителей услуги путем размещения соответствующей информации на информационных стендах. Количество детей, принимаемых в образовательное учреждение для обучения на бюджетных местах по образовательным программам в области искусств, определяется в соответствии с муниципальным заданием на оказание услуг, устанавливаемым ежегодно учредителем. Прием в школу на обучение по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств осуществляется на конкурсной основе по результатам приёмных испытаний. 1.2. Вступительное тестирование проводятся по 5-бальной системе.
1.3. ЗАДАЧИ:
- выявление потенциальных возможностей и природных способностей к занятиям на том или ином отделении;
- ориентация и переориентация поступающих по отделам и отделениям:
- у поступающих на музыкальное отделение проверяется высотный и гармоничный слух, интонация, вокальные данные, музыкальная память, ритмичность.
- у поступающих на отделение изобразительного искусства поверяются: зрительная активность воображения, чувство цвета, композиция на плоскости, рисунок.
1.4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
1.4.1. Музыкально-инструментальное отделение:
Музыкальный слух | Ритмичность, координация | Музыкальная память, интонация |
1-5 баллов | 1-5 баллов | 1-5 баллов |
1.4.2. Отделение изобразительного искусства
Живопись, чувство цвета | Рисунок | Композиция на плоскости |
1-3 баллов | 1-3 баллов | 1-3 баллов |
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ по специальности «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Инструменты эстрадного оркестра» проверяются музыкальные способности и их компоненты: память, слух, чувство ритма.
Формы отбора – собеседование и прослушивание, проводятся в один день.
Цель: определение наличия и уровня музыкальных способностей детей (музыкальный слух, музыкальный ритм, музыкальная память), а также наличия исполнительских данных (физически здоровые руки, быстрота двигательных реакций, природная гибкость мышц).
1.1.Перечень заданий во время прослушивания:
- Спеть один куплет приготовленной песни со словами (на наличие музыкального слуха);
- Повторить (спеть на любой слог), а затем найти его на клавиатуре сыгранную или пропетую преподавателем мелодическую фразу, (на наличие музыкальной памяти);
- Воспроизвести предложенный ритмический рисунок в виде прохлопывания руками (на наличие чувства ритма);
- Прочитать стихотворение объемом в 2-3 четверостишия;
- Различить на слух звучание одного, двух, трех сыгранных звуков (на активность восприятия).
2.2.Система и критерии оценок:
Оценки выставляются дифференцированно по результатам выполнения каждого задания.
«5» – чистое интонирование, музыкальность, артистичность исполнения приготовленной ребёнком песни; точность воспровоспроизведение заданного ритмического рисунка; выразительное чтение стихотворения; эмоциональная отзывчивость на исполненные преподавателем музыкальные отрывки, точное определение настроения и художественного образа услышанного музыкального фрагмента.
«4» – уверенное воспроизведение мелодической линии, небольшие интонационные и ритмические погрешности в исполнении приготовленной ребёнком песни; воспроизведение заданного звука со 2- 3 попытки; 80%-е воспроизведение заданного ритмического рисунка; маловыразительное, но уверенное чтение стихотворения; определение настроения и художественного образа услышанного музыкального фрагмента со 2-3 попытки.
«3» – небольшие отклонения в мелодической линии, интонационная и ритмическая неточность исполнения приготовленной ребёнком песни; воспроизведение заданного звука с 5-6 попытки; 70%- е воспроизведение заданного ритмического рисунка; невыразительное, но уверенное чтение стихотворения; определение настроения и художественного образа услышанного музыкального фрагмента с 4-5 попытки.
«2» – ребёнок не интонирует, не чувствует движения мелодии, ритмический рисунок приготовленной песни полностью искажён; не может воспроизвести заданный звук с множества попыток; не может воспроизвести элементарный ритмический рисунок; не может от начала до конца прочитать несложное четверостишие; не может определить настроение и художественный образ услышанного музыкального фрагмента.
По итогам вступительных испытаний баллы за задания суммируются. Приёмное прослушивание и собеседование проводится без присутствия родителей и посторонних лиц.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ по специальности «Живопись»
Форма отбора – творческие задания, позволяющие определить наличие способностей в области изобразительного искусства.
Цель: выявление творческих способностей и перспективы дальнейшего художественного развития ребёнка.
Вступительная творческая работа (индивидуальный отбор) призвана выявить уровень и качество начальных знаний и умений детей. Она позволяет определить наличие способностей к художественной деятельности. Проходной балл определяется ежегодно в зависимости от количества и уровня подготовленности поступающих и составляется путем сложения полученных баллов за каждый критерий, по которым оцениваются работы, и фиксируется в ведомости творческого отбора. Максимальный балл – 15.
Критерии оценивания:
Для детей от 6 лет 6 месяцев до 9 лет – творческое задание – композиция на заданную тему:
- Правильная компоновка, соответствие заданной теме и изображаемого сюжета в формате листа (0 – 3 балла);
- Умение правильно передавать пропорции модулей изображаемого сюжета (0 – 3 балла);
- Плановость изображения (передний план, дальний план и др.) (0 – 3 балла);
- Колористическое решение (0 – 3 балла);
- Детализация (0 – 3 балла).
Для детей от 10 лет до 12 лет – творческое задание – натюрморт (цветовое и тональное решения):
- Компоновка предметов в формате листа (от 0 до 3 баллов);
- Соблюдение пропорций предметов (от 0 до 3 баллов);
- Умение правильно анализировать формы и размеры предметов (от 0 до 3 баллов);
- Умение видеть и передавать колористические особенности предметов и драпировок (от 0 до 3 баллов);
- Умение видеть и передавать тональные особенности предметов и драпировок, их освещенность (от 0 до 3 баллов).
“3” балла – ставится, если задание выполнено качественно, полностью без ошибок, учитывая вышеперечисленные параметры. Уровень художественной грамотности соответствует возрасту. Необходимые умения присутствуют. Поставленные задачи полностью выполнены.
“2” балла – полное выполнение задания, но с небольшими пробелами или ошибками. Поставленная задача выполнена. Уровень художественной грамотности соответствует возрасту. Допускаются незначительные ошибки в тональном или композиционном решении.
“1” балл – полное или частичное выполнение работы, поставленные задачи реализованы не все: уровень художественной грамотности низкий. Допущены грубые ошибки в композиционном и колористическом (тональном) решении.
“0” баллов – поставленные задачи не реализованы. Уровень художественной грамотности низкий. Сделаны недопустимые ошибки при выполнении задания.